В соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором.
В случае, если владельцем специального счета в соответствии с частью 2 статьи 175 ЖК РФ является товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления, взыскание задолженности осуществляется соответствующей организацией.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако только летом 2015 года Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ были введены в ЖК РФ уточняющие положения — кто и каким образом может осуществлять формирование и доставку платежных документов собственникам многоквартирного дома, выбравших в качестве владельца спецсчета регионального оператора. В соответствии с частью 3 ст. 175, уже подготовленный и согласованный с потенциальным «исполнителем» вопрос о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, должен быть решен одновременно с выбором способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Этим же законом были предусмотрены меры к повышению платежной дисциплины собственников помещений, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете. В соответствии с частью 8 ст. 173 ЖК РФ: если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее 50% размера начисленных взносов, то орган ГЖН уведомляет владельца счета о необходимости принятия определенных мер. Владелец специального счета обязан информировать каждого должника о необходимости уплаты задолженности по взносам, а в случае игнорирования данного предложения — инициировать общее собрание собственников в доме для принятия решения о погашении долга. Если задолженность не будет погашена, способ формирования фонда будет принудительно изменен.
Поправками, внесенными Законом N 257-ФЗ, степень участия владельца специального счета в процессе погашения задолженности теперь дифференцирована. Владельцы — управляющие МКД действуют в соответствии с ч. 9 ст. 173 ЖК РФ, оставшейся неизменной. А для владельца специального счета — регионального оператора была введена новая ч. 9.1, согласно которой его роль сводится лишь к передаче информации. В частности, получив уведомление органа ГЖН о наличии задолженности, региональный оператор в течение пяти дней информирует в письменном виде и с использованием ГИС ЖКХ не только собственников помещений в доме, имеющих задолженность, но и лицо, управляющее МКД, а также принимает меры, направленные на погашение задолженности (в Законе по-прежнему не уточнено, какие это меры). В случае отсутствия погашения данной задолженности за два месяца до истечения срока, установленного органом ГЖН в уведомлении (в пределах пяти месяцев с момента получения уведомления), региональный оператор уже никак не задействован в дальнейшем процессе. Далее, инициировать общее собрание в целях принятия решения о порядке погашения задолженности должен управляющий МКД или, при непосредственном управлении домом, лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью в письменной форме, выданной всеми или большинством собственников помещений, выступать от имени собственников в отношениях с третьими лицами на основании решения общего собрания.
Таким образом, в случае, когда владельцем специального счета выступает региональный оператор, по общему правилу его роль сводится к открытию счета и осуществлению операций по нему. Учет фонда и взыскание задолженности — вопросы, находящиеся в компетенции управляющего домом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов являются задачами государственного жилищного надзора. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соответствием деятельности регионального оператора фонда капитального ремонта установленным законодательством требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности собственников и регионального оператора согласно последним изменениям в ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора. Так, статьей 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, за которых в установленных ЖК РФ случаях такое решение принято органом местного самоуправления, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, имеют права и исполняют следующие обязанности:
- ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме; участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме; запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных лиц; реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, согласно части 5.1 статьи 170 ЖК РФ возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В конце прошлого года через средства массовой информации инспекция Госжилнадзора предупреждала жителей Волгограда и области о том, чтобы они не шли на провокации управляющих организаций и не перенаправляли целевые деньги за отопление на другие нужды коммунального характера. К концу года управляющие организации стремятся закрыть финансовый год. Однако получается это не по всем позициям. Корректировка по платежам за отопление во всех домах проводится в разное время, в зависимости от того, когда был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
И, тем не менее, УК предлагают собственникам жилья перевести экономию, которая происходит при корректировке платы за отопление, на услугу «содержание и ремонт общего имущества». Причем формально может показаться, что все законно: проводится общее собрание собственников жилья, принимается положительное решение… Но, именно такой вариант развития событий является незаконным и заложником его стали Вы и Ваши соседи по дому.
Во-первых, потому что эта процедура не предусмотрена действующим законодательством и собственники не вправе решать этот вопрос.
Во-вторых, это личные деньги каждого и должны быть ему возвращены путем корректировки. И фактически люди эти денежные средства на руки не получают, так как возврат происходит путем уменьшения текущих платежей вплоть до нуля.
В-третьих, это целевые деньги, то есть они предназначены только для оплаты отопления. Еще раз обращаем особое внимание собственников жилья: не принимайте участие в собраниях собственников по данному вопросу, так как даже положительное решение по перераспределению платы за отопление будет признано незаконным. В случае поступления подобных обращений жителей в Госжилнадзор и муниципальный жилищный контроль, в отношении управляющих компаний будут приниматься все законные меры по пресечению подобных инициатив вплоть до обращения в органы прокуратуры и судебные инстанции.